Учитель истории из Хабаровска создал базу данных о Героях России
Социальная сеть помогает школьникам учить историю

Современные реалии таковы, что учитель – это теперь не только человек, хорошо разбирающийся в своем предмете. Ты можешь быть хоть доктором наук в своей сфере, но если достучаться до подростков, заинтересовать у тебя не получается, то и усваивать твой материал они будут на «троечку». О том, что нужно делать, чтобы ученики тебя услышали, мы спросили у преподавателя истории Захара Макеева.
Наука дружить
Захар Витальевич Макеев – учитель истории и обществознания обычной хабаровской школы №87, которая надежно спрятана в тени деревьев и небольших двухэтажных домиков. Он встречает приветливой улыбкой и немного смущается от перспективы стать героем очерка. И он совершенно не похож на учителя в привычном понимании этого слова – скорее, напоминает старшеклассника. Немудрено — ему всего 25 лет. Может быть, оттого и любят его ученики, воспринимая Захара Витальевича скорее как старшего товарища, нежели как преподавателя весьма серьезных предметов.
Однажды, будучи школьником, он серьезно пристрастился к чтению и жадно глотал книги — от Толкиена до Булгакова. Любовь к литературе осталась у Захара навсегда.
Однако делом своей жизни он выбрал не филологию. После окончания школы с легкостью поступил в ТОГУ, который благополучно окончил специалистом в области правового управления национальной безопасности. Сидячая рутинная работа с документами удовлетворения и удовольствия не приносила.
— Понял, что эмоционально выгораю, — делится Захар Макеев. — Хотя это абсолютно живая структура, в которой всё стремительно меняется. Общество Дню учителя посвятили мелодии школьных звонков в Хабаровском крае Школьники региона услышат песни «Учитель», «Музыка дождя», «Первый учитель» и другие
Между тем он вспоминает, что идея работать в образовании его посещала не единожды. Хотелось окунуться в особую атмосферу отдельного мирка, а больше всего хотелось оставить свой след в сердцах учеников и даже провести целый класс до самого выпуска.
— Конечно, в мыслях я представлял, как это все будет, — продолжает собеседник. – Поэтому особого мандража не было. Ожидания, что первый день в школе пройдет легко, оправдались. Захар Витальевич со смехом рассказывает, как впервые переступил порог школы в качестве учителя: — Меня уборщица едва не выгнала, не поверила, что я преподаватель. Долго ругалась, что я над ней будто бы подшучиваю. С самых первых дней Захар Витальевич понял, что здесь, в школе, он по-настоящему обрел себя. Вести уроки было легко. Не раз, стоя у доски, он вспоминал самого себя в недавние школьные годы, и оттого, пожалуй, ему с легкостью удавалось найти общий язык с учениками.
Дети для него не просто подопечные, за каждого из них душа болит.
— В работе с детьми есть одна особенность и одновременно сложность – многое пропускаешь через себя. Хотя, признаться, без этого в профессии учителя, пожалуй, делать нечего
Наш край Хабаровский педагог борется за выход в финал федерального телешоу Поддержать преподавателя могут все жители региона
Добавляет переживаний и классное руководство, ведь приходится быть не только учителем, но и другом, которому хочется доверять.
— Самое главное, чему я хочу научить детей, — дружить, — говорит преподаватель. – К сожалению, сейчас дети и подростки разобщены, у каждого свой отдельный мир, в который другим хода нет. А хочется, чтобы дети понимали цену настоящей дружбы… Научить Родину любить
История. Говорить о ней Захар Витальевич может часами, и взгляд его становится глубоким и задумчивым.
— Важно научить детей мыслить критически, не подходить однобоко к осмыслению исторических процессов. Вот вам пример: личность Сталина. Сначала – его культ, а спустя всего несколько лет – полное отрицание. Разве можно однозначно оценить его личность? Можно ли слепо верить пропаганде? Конечно нет. И дети должны учиться этой оценке. Моя задача – заставить их не просто думать, а размышлять. Сегодня истории в нашей стране уделяется особое внимание, и это не случайно. Сквозь призму прошлого в разы отчетливее воспринимается настоящее, хотя и в преподавании истории есть определенные нюансы. — Огромный исторический пласт практически выпадает из поля зрения учеников. Я говорю об истории XX века. Этот период преподается только в старших классах, а рядовой девятиклассник зачастую не может объяснить разницу между Второй мировой войной и Великой Отечественной. Для него это совершенно тождественные понятия. Разве это правильно? Считаю, что нет. Впрочем, он признает, что сегодня это компенсируется дополнительными формами обучения. Лектории, «Разговоры о важном» в определенном смысле восполняют пробелы.
#NEWS_ID=86944
Но история – тот предмет, где важнее всего мыслить самостоятельно. — Можно ли научить школьника любить Родину? – спрашиваю.
— Нет, — твердо и уверенно отвечает учитель. – Но можно объяснить и показать, за что ее нужно уважать. А полюбят Россию школьники сами. Педагогический звездопад
В своей работе Захар Витальевич стремится быть как можно ближе к современным реалиям. Поэтому в числе его разработок – чат-бот «Герои России. Хабаровский край» на платформе «ВКонтакте», созданный два года назад.
— Идея была проста: объединить в единую базу информацию о хабаровчанах -героях нашей страны. Причем речь идет не только о персоналиях, но и, например, о Партах героев, которые открываются в школах нашего края. Он признается, что информацию приходилось собирать буквально по крупицам, по различным пабликам, в архивах. Однако усилия принесли свои плоды – ребята стали интересоваться историей и героическими подвигами своих земляков. — Почему платформой была выбрана именно сеть «ВКонтакте»? Она очень популярна у школьников. Сегодня детям за счастье посидеть в телефонах. Так почему бы не провести это время с пользой для себя и не узнать что-то новое? – говорит Захар Витальевич. Разработал он и настольную игру по своим предметам, которая позволяет в увлекательной форме подготовиться к обязательным экзаменам. — Это своеобразная лаборатория самостоятельного и углубленного изучения истории и обществознания. Для школьников подготовка и сдача ОГЭ и ЕГЭ – серьезный стресс, а в процесс игры они расслабляются, но одновременно с этим полностью погружаются в тему, — рассказывает учитель. Кстати, несколько учеников Захара Витальевича уже становились призерами различных олимпиад по истории и обществознанию, и только в этом году из 32 выпускников 23 выбрали обществознание предметом для сдачи Единого госэкзамена.
Общество Число стобалльников в Хабаровском крае увеличилось до 35 Экзамен в дополнительные дни позволил школьникам улучшить предыдущий результат
— Да, я очень переживаю, когда мои ребята сдают экзамены. Будто волосы седеют. Ведь их успехи – это результат и моей работы в том числе. Впрочем, и сам Захар Витальевич не сидит на месте, стремится развиваться и получать новый опыт. В минувшем году на городском конкурсе «Педагогический звездопад» он вошел в тройку лучших среди своих молодых коллег.
Общество Учитель из Хабаровска вышел в финал Всероссийского профессионального конкурса Имя победителя «Учитель года России – 2021» объявят 5 октября
Также в составе команды Хабаровского края он стал участником VII Межрегионального чемпионата региональных учительских клубов, где хабаровские педагоги взяли IV место. — Не то чтобы я излишне амбициозен, но хочется достигать новых высот, делиться своим опытом и перенимать новаторские идеи у коллег, — улыбается Захар Витальевич. – Планирую заявиться на краевой конкурс «Учитель года». Да, я достаточно молод, но впереди у меня большой педагогический путь, и все новое готов принимать с жадностью. Наш разговор состоялся в кабинете истории. На учительском столе лежит учебник. Исписана датами и цифрами доска. В школе тихо – только что закончилась первая смена.
Захар Витальевич Макеев задумчиво смотрит в окно. Завтра придет новый день, и он вновь у доски будет учить детей уважать Россию, рассказывать о ее величайшем наследии и заставлять детей думать о том, какой вклад они могут внести в ее не менее великое будущее.
